Расширенная гарантия на шины

Почему заливает свечи и что делать, чтобы запустить двигатель в такой ситуации

Рано или поздно каждый водитель сталкивается с тем, что двигатель автомобиля не хочет заводиться. Причём происходить это может в холодное и тёплое время года, на холодном и на горячем двигателе. Чаще всего проблема в залитых свечах зажигания, которые в таком состоянии уже не могут давать искру и поджигать смесь.

Что получаем? Проблема в том, что двигатель по какой-то причине не запускается, но при каждом пуске мы запускаем в цилиндры бензин, он заливает свечи и становится уже не воспламеняемой жидкостью, а тушащей. Свеча намокает, искра бьёт рандомно и не туда, куда нужно, двигатель не заводится. И в такой ситуации чем больше вы будете крутить стартер, тем больше всё усложните, зальёте двигатель и свечи зажигания, ещё и разрядите аккумулятор. Что делать? Всё просто — выкручиваем свечу и осматриваем, залитая свеча будет грязной, мокрой и с острым запахом бензина.

Почему заливает свечи в инжекторной и карбюраторной системе

Почему авто не заводится — уже выше разобрались, бензин заливает свечи и отсутствует нормальная искра. Но это уже, скорее, следствие, а причин может быть несколько:

  1. Низкий заряд АКБ. Особенно остро эта проблема проявляется в морозы. В тёплое время года аккумулятор ещё как-то справляется со своей функцией, но с понижением температуры держит заряд всё хуже и хуже. В мороз даже 50% разряда аккумулятора может оказаться достаточно, чтобы двигатель не запустился.

  2. Износ двигателя. При значительном пробеге в цилиндрах появляется износ, снижается компрессия, при сочетании этого симптома с другими факторами тоже могут наблюдаться проблемы с пуском.

  3. Свечи зажигания пора менять. Свечи относятся к расходникам, которые меняют планово и довольно часто, как смазочные жидкости, фильтры и ремни. Старые свечи могут уже не давать необходимую искру.

  4. Поломки в системе зажигания. Например, часто выходят из строя высоковольтные провода, закисают контакты, в таком случае свечи тоже не выполняют свою функцию и их заливает.

  5. Топливо плохого качества. Особенно остро эта проблема может стоять в зимний период. Бензин может не загораться, например, из-за образования конденсата в топливном баке, вода из конденсата попадает в бензин, и он не может загореться от искры.

  6. Моторное масло потеряло вязкость. И тоже эта проблема актуальна по большей части зимой. Если масло имеет высокую температуру потери текучести, то при определённых температурах не может уже прокачиваться по системе и блокирует пуск двигателя.

  7. В камере сгорания скопился нагар. Особенно часто эта проблема встречается у тех, кто ездит на короткие расстояния или часто стоит в пробках. Двигатель не может «надышаться», на стенках камеры сгорания образуется нагар, он не позволяет поршневым кольцам двигаться с нужной скоростью, падает компрессия. В качестве превентивной меры нужно время от времени гонять мотор на высоких оборотах, но в самых запущенных случаях может потребоваться специальная промывка для возврата системе подвижности.

Бывает и так, что стартер крутит, свечи зажигания дают искру, вал проворачивается, но двигатель не запускается, в таком случае нужно проводить глубокую диагностику системы, причин может быть множество.

Почему залило свечи при наличии нормальной искры

Если машина не хочет заводиться, проверить свечи — самый простой вариант. Каждую свечу по очереди выкручивают и проверяют на наличие искры. 

Итак, если опытным путём мы установили, что искра есть, при этом стартер крутит вал, но двигатель не заводится, причина может быть вот в чём: свеча может давать искру в демонтированном состоянии и не давать под давлением, когда её ставят на место. Иногда такое случается, если в камере сгорания повышено давление. Для проверки свечу помещают на специальный стенд, который имитирует работу с высоким давлением.   

Ещё в такой ситуации проверяют фазы ГРМ, если ремень «проскочил» двигатель тоже может не заводиться. На инжекторе можно проверить давление топлива в системе, при повышенном или пониженном давлении тоже могут наблюдаться сбои с пуском двигателя. Если причина не в этом, то проверяют форсунки и датчики системы управления, если на блок управления посылаются неверные сигналы, то даже при нормальной работе зажигания и остальных элементов могут наблюдаться проблемы с пуском, например, если форсунки переливают топливо. В некоторых случаях оказывается, что из строя вышел сам блок управления.  

Почему свечи заливает маслом

Не всегда заливает свечи бензином, иногда может залить одну или несколько моторным маслом. Такая неисправность наблюдается и в инжекторных, и в карбюраторных двигателях. При заливе свечей маслом в первую очередь нужно определить направление попадания смазки — снизу или сверху. Если масло собирается в свечных колодцах, то есть сверху, то, скорее всего, течь в прокладке клапанной крышки или в другом уплотнителе. В такой ситуации искра пробивает, и цилиндр не работает.

Если свечи заливает снизу, то есть прямо в цилиндре, нужно измерить компрессию в двигателе. Проблема может быть в маслосъёмных кольцах — они залегли, треснули или есть значительный износ. Могут быть и другие причины:

  • Износ стенок цилиндров или гильз.

  • Выработка сальников клапанов, то есть маслосъёмных колпачков. 

Опытные мотористы и водители советуют в первую очередь проверять именно этот элемент. Во-первых, это проще всего, во-вторых, такая деталь относится к расходникам и подлежит периодической замене.

  • Появление трещин в ГБЦ.

  • Нарушение работы направляющих клапанов.

Есть ещё целый список неисправностей, которые приводят к попаданию масла в камеру сгорания, на свечи зажигания и затруднению пуска, но это тема для отдельной статьи.

Способ вычистить залитые свечи для ленивых

Этот способ подходит тем, кто не хочет доставать все свечи. Отключаем питание зажиганием, нажимаем педаль газа и немного держим так. Это откроет дроссельную заслонку, есть шанс, что через неё проветрятся цилиндры, уйдёт лишнее топливо, свечи сами собой подсохнут и можно будет запустить мотор.

Уже через пару минут можно попробовать повторить пуск. Если получилось — очень хорошо, но не всегда получается «победить» проблему таким образом. Причина проста — проблема не всегда во влажности свечей, часто они залиты бензином или маслом и в нагаре, удалить его проветриванием физически невозможно, требуется механическая чистка.

Способ вычистить залитые свечи для любителей покрутить болты

Такой метод даёт гораздо большую вероятность успеха, но для его реализации нужно вынуть все свечи и отнести их в тёплую комнату. В хорошем освещении осматриваем свечи зажигания. Кстати, по цвету налёта можно «поставить диагноз» двигателю, обычно налёт на свечах красный или чёрный:

  • Красный — топливо слишком богато на присадки и убивает свечи и не только их. Лучше поменять заправку.

  • Блестящий чёрный налёт — в камеру сгорания поступает моторное масло, которого быть там не должно, о чём мы уже говорили выше.

  • Матовый чёрный налёт — автомобиль потребляет слишком много топлива.

На самом деле точно определить тип нагара на свече довольно сложно, наша задача на данный момент его вычистить, чтобы завестись. И вычистить в первую очередь нужно нагар на изоляторе центрального электрода. Почему? Налёт прямо на электродах особо не сказывается на процессе образования искры, а налёт на керамическом изоляторе делает его токопроводимым, из-за чего искра не бьёт в боковой электрод, а убегает через изолятор в сам корпус свечи, что никак не способствует зажиганию топливной смеси.

Для чистки свечи зажигания нужна жёсткая щётка. Мастера старой закалки пользуются металлическими щётками, но в таком случае можно вместе с налётом удалить и слой изолятора, свеча станет непригодной. Для иридиевых свечей чистка металлической щёткой вообще противопоказана.

Один из способов очистки свечей зажигания своими руками без их порчи — использовать зубную щётку, стиральный порошок и воду, хотя автомеханики со стажем и не одобрят этот метод, но он на самом деле действенный и простой. После чистки просушим свечу, и всё будет в порядке, можно даже взять для этой цели бытовой фен. Очищаем ту часть свечи, которая вкручивается в головку блока, верхнюю белую часть изолятора не трогаем, он нас не интересует.

После процесса очистки нагара полезно свечи ещё и прокалить, то есть прогреть. Особенно если на улице мороз. Проще всего прокаливать свечи на плите. Положить их на нагреваемую поверхность и прогреть до температуры, когда прикоснуться к свече уже невозможно. Щипцами или плоскогубцами перекладываем свечу на свёрнутую в несколько слоёв тряпку, быстро идём к своему транспортному средству и вкручиваем свечи прямо горячими. Закручивать свечи нужно правильно — до упора рукой и протянуть ещё на 1/12 оборота и не больше, иначе перетянем.

После этой процедуры можно пробовать снова завести машину. Если проблем с остальными элементами в автомобиле нет, то заведётся мотор с первой же попытки. Никакого чуда в этом нет. Пока мы занимались свечами, залитые цилиндры проветрились, лишнего топлива там уже нет. Прокаливание свечей решило проблему, как завести машину в мороз, если залило свечи. Повышение температуры повышает наши шансы на успешный пуск ДВС. Ну и к тому же чистые свечи зажигания дают отличную искру, что тоже повышает вероятность успешного пуска.

Подведём итог

На самом деле есть и ещё один более простой способ решить проблему залитых свечей — просто купить новые, но мы рассмотрели вариант, что это невозможно или мы просто не ищем лёгких путей.

Ну а в общем можно сделать вывод, что для нормального пуска двигателя необходимы определённые условия, которые особенно важно соблюдать в зимний период. Заливает любые свечи — новые или старые, дорогие или дешёвые, чтобы этого не происходило, нужно следить:

  • за зарядом АКБ;

  • за исправностью стартера;

  • за актуальностью вязкости масла зимним температурам вашего региона;

  • за исправностью системы подачи топлива;

  • за качеством топлива;

  • за состоянием самих свечей зажигания и высоковольтных проводов.

Часто причиной затруднённого пуска становится неисправность самого мотора, которая приводит и к тому, что заливает свечи. Для профилактики образования нагара на свечах можно иногда покрутить двигатель — выехать на трассу или просто прогазовать его до 4500–5000 оборотов в минуту. Особенно рекомендуется это для работающих по городу автомобилей, эксплуатируемых на пониженных передачах и оборотах, с небольшой скоростью, с невозможностью нормально прогреть двигатель — все эти факторы приводят к активному образованию нагара. А вот езда на повышенных оборотах помогает частично от налёта избавиться. Если же свечи зажигания уже залило, без их чистки и сушки, к сожалению, не обойтись.